Исходное обсуждение здесь. Не все книги целиком посвящены школьной тематике, но в каждой есть описание школы, достаточно характерной для того времени и места. Указана приблизительная хронология. В скобках - ориентировочный возраст читателя:
Д - дошкольный
Мл - младший школьный
Ср -средний школьный
Ст -старший школьный
Книги о российских/советских школах (включая бывшие союзные республики) будут в отдельном списке.
Австралия

Саутолл А. "Мэтт и Джо"(сб. "А что же завтра?")- 70-е гг. XXв. О школе как таковой совсем мало: в повести описан всего один день, когда пятнадцатилетние Мэтт и Абби сбегают с уроков, потому что к ним пришла первая любовь. (Ср-Ст)
Глейцман M. "Болтушка" - современность. 11-летняя Ровена приходит в новую школу. Девочка не может говорить - у нее дефект гортани, что не мешает ей весьма активно общаться с окружающими. Гораздо больше хлопот, чем немота, доставляет ей любящий и любимый, но крайне эксцентричный папа. Рецензия. (Ср)
Нестлингер К. "Мыслитель действует" - 80-е гг.XXв. В классе обнаружился вор. Сначала пропадали всякие мелочи, потом - часы. Друзья несправедливо обвиненного в кражах мальчика начинают собственное расследование. (Ср)
Юнке А. "Старший в классе", "Та-те-ти", "Сумка святого Луиса Гонсага" (в сб. "Мужчины двенадцати лет") - середина XXв. Небольшие рассказы о радостях, заботах и огорчениях аргентинских школьников. (Мл-Ср)
Бели-Кенум О. "Мальчик из Югуру" - 30-40 гг. XXв. Французская колониальная школа. Неграмотный, но зажиточный дагомейский крестьянин Келанко смог послать в школу всех своих детей. Главный герой этой книги мальчик Айао не только закончил школу, но и поступил в Дакаре в высшее учебное заведение, чтобы стать учителем, а затем обучать детей в своей родной деревне. Кроме колоритных зарисовок жизни экзотической страны, книга привлекает теплой интонацией, она написана очень просто и по-доброму (Ср-Ст)
Великобритания
Диккенс Ч. "Жизнь и приключения Николаса Никльби" - первая половина XIXв. "Частные школы долгое время являлись знаменательным примером того, сколь чудовищно пренебрегают в Англии воспитанием и как небрежно относится к воспитанию государство,- к выращиванию добрых или плохих граждан, несчастных или счастливых людей. Любой человек, доказавший свою непригодность к какой-либо другой профессии, имел право без экзамена и без проверки знаний открыть школу в любом месте" (Ср)
Бронте Ш. "Джен Эйр" - середина XIXв. В первой части романа маленькая сирота Джейн попадает в благотворительную школу для девочек. (Ср-Ст)
Бернет Ф. "Маленькая принцесса" - начало XXв. Семилетняя Сара Крю - вовсе не титулованная особа, а дочка колониального офицера, отданная отцом в частный лондонский пансион. Внезапная смерть отца полностью меняет ее жизнь. О книгах Ф.Бернет. (Мл)
Тревор У. "Из школьной жизни" (в сб. "Спасатель", "Жажда человечности") - начало 60-х гг. XXв. Частная английская школа для мальчиков. По ночам подростки развлекают друг друга страшными рассказами. (Ср-Ст)
Эшли Б. "Терри на ограде" - 70-е гг. XXв. Окраинный рабочий район Лондона. Одиннадцатилетний Терри против воли оказывается вовлечен в ограбление собственной школы. (Ср)
Венгрия
Молнар Ф. "Мальчишки с улицы Пала" - начало XXв. Грустная и трогательная история о дружбе мальчишек-одноклассников с городской окраины. (Мл-Ср)
Татаи Ш. "Ружья и голуби" - Повесть о ребятах-гимназистах в небольшом венгерском городке в 1919 г., колоритные зарисовки старой Венгрии. (Ср)
Халаши М. "На задней парте" - середина XXв. В обычной будапештской школе появляется необычная ученица - девочка-цыганка Кати Лакатош. Класс и учителя не сразу принимают "дикарку", с ней даже никто не хочет сидеть на одной парте. Кати, своевольная и непосредственная, нелегко расстается со своими привычками, прежними взглядами, с ней случится много грустных и смешных историй, прежде чем у нее появятся в классе друзья. (Ср)
Надь К. "Двенадцать замечаний в тетрадке" - 70-е гг. XXв. Правдивая и увлекательная повесть о решительной и гордой 13-летней девочке, которой непросто привыкнуть к новой школе и к мысли, что ее мама снова выходит замуж. (Ср)
Германия
Кестнер Э. "Летающий класс" - первая четверть XX в. Об учениках частной гимназии для мальчиков, их дружбе, взаимопомощи, школьном спектакле и замечательном, понимающем и чутком директоре. (Мл-Ср)

Кант У. "Праздник нашего класса" - 70-е гг. XX в. Повесть о старшеклассниках одной из школ небольшого городка в ГДР. (Ср-Ст)
Бётхер А. "Поведение - двойка" - 70-е гг. XX в. Ученик одной из берлинских школ Андреас - необычный мальчик: он отличник с двойкой по поведению. Обзор. (Мл-Ср)
Плудра Б. "Остров лебедей" - последняя четверть XX в. О том, какие проблемы встают перед мальчиком, переехавшим в Берлин из маленького городка, в новой школе, среди незнакомых ему людей. (Ср)
Египет
Матье М. "День египетского мальчика" - древний Египет. Историческая повесть о временах пирамид и фараонов, о том, как проводил свой день египетский мальчик, о колотушках, которые он получал от школьного учителя и об иероглифах, которые он выводил тростниковой палочкой на черепках и на папирусе. (Мл)
Тампи П. "Гита идет в школу" - вторая половина XXв. Маленькая повесть о детях глухой индийской деревни, в которую врывается новая жизнь. (Д-Мл)
Принггоадисурьо Л. "Тати не отчаивается" - середина XXв. Тати - очень славная и способная, но страшно озорная девочка. Тати словно магнит притягивает к себе все беды. Ученики класса, где учится Тати, народ буйный, непослушный, но не глупый. Учителям они доставляют много хлопот. (Мл-Ср)
Ирландия
Джойс Д. "Портрет художника в юности" - конец XIXв., иезуитский колледж для мальчиков. (Ст)
Фрил Б. "Мой отец и Сержант" (в сб. "Протест настоящего мужчины") - 30-е гг. ХХ в. Сыну учителя в небольшой провинциальной школе ничуть не легче, чем другим ребятам: со звонком его любящий отец превращается в безжалостного и ненавистного учителя, которого школьники за суровость прозвали Сержантом. (Ср)
Джонстон Д. "Тени на нашей коже" (в сб. "Современная ирландская повесть") - 70-е гг. ХХ в. Драматическая повесть о североирландском подростке из небогатой и несчастливой семьи, сочиняющем на уроках очень взрослые стихи и по-детски влюбленном в дружески относящуюся к нему молодую учительницу. (Ст)
Линдо Э. "Манолито очкарик" - 90-е гг. XXв. Ироничное повествование о семейной и школьной жизни, увиденной и осмысленной болтливым, гиперактивным 8-летним Манолито Гарсиа Морено, жителем Мадрида. Обзор. Рецензия Библиогида. (Мл)
Италия
Амичис Э. "Сердце: записки школьника" - конец XIXв. Один год в начальной школе Турина. Обзор. (Мл)
Реджани Р. "Завтра, послезавтра..." - начало 60гг. XXв. Молодой учитель хочет открыть школу в деревушке на юге Италии. Для этого ему нужно найти хоть какое-то помещение, набрать учеников, а главное - убедить упрямых, суеверных и недоверчивых крестьян, что в учебе есть практический смысл. (Ср
Канада


Литтл Д. "Неуклюжая Анна", "Слышишь пение?" - 30-40 гг. XX. Две повести о неловкой, неуклюжей девочке, которая из-за слабого зрения подвергается насмешкам дома и в школе. В старших классах к этому добавляются проблемы из-за того, что родители Анны иммигрировали из Германии, с которой Канада ведет войну. Обзор. (Ср-Ст)
Веддинг А. "Железный Буйволёнок" - середина XXв. О приключениях 11-летнего мальчика-сироты по имени Те-Ню - Железный Буйволенок - во времена становления Китайской народной республики. Из деревни он попадает в город, живет подаянием и воровством в компании таких же нищих детей, затем оказывается в приюте, где для него начинается новая жизнь в новом Китае. Наполовину приключенческая повесть, наполовину агитплакат, книга интересна прежде всего как продукт своего времени, хотя содержит и немало любопытных этнографических деталей. По словам автора, "все герои этой повести взяты из жизни. Все переживания детей связаны с событиями, действительно имевшими место. Я была частым гостем в школе, подобной той, которую я описала в своей книге". (Мл-Ср)
Пак Ын Хо "Ожившая тень" - Корейская Народно-Демократическая Республика - заповедник социализма. И книжка из КНДР совсем как про советских пионеров: справедливых, честных и всегда готовых прийти на помощь. В повести рассказывается о горной деревушке, в которой появился нечистый дух, кем он оказался, и как школьники помогли его разоблачить. (Ср)
Коста-Рика
Фальяс К.Л. "Маркос Рамирес" - начало XXв. Герой повести - смелый и озорной мальчишка Маркос Рамирес, наделенный пытливым умом и богатым воображением. Автор показывает его то за очередными проделками, то в школе, то дома. Ни нужда, ни частые неудачи не могут ожесточить его, погасить в нем оптимизма. (Ср-Ст)
Эриксен Э.Л. "Осторожно, Питбуль-Терье!" - Главный герой романа - Джим - старается казаться старше, чем он есть на самом деле, подстраивается под "крутых" одноклассников, а взрослые не понимают, что заставляет подростка то замыкаться в себе, то, наоборот, нападать… У себя на родине книга получила премию Министерства культуры Норвегии, а снятый по её мотивам фильм был отмечен премией как лучший фильм для детей и подростков. Обзор. (Ср)
Корчак Я. "Когда я снова стану маленьким" - начало ХХ века. Автобиографическая повесть знаменитого польского педагога: взрослый автор как будто снова возвращается в мир детства, размышляя о том, что и школа, в которой ребенок проводит столько времени, должна быть другой, и отношения взрослых с детьми могут и должны складываться по-другому. (Ст)
Ожоговская Г. "Мальчик-наоборот" - начало 60-х гг. ХХ в. Из дневника Яцека-неудачника, привыкшего делать все наоборот. Именно поэтому у него столько неприятностей и в школе и дома. (Мл)
Сещицкая К. "Мой волшебный фонарь" - 60-е гг. ХХ в. Очень непохожие по характеру двойняшки-подростки Ясек и Агата делятся с больной старшей сестрой своими школьными переживаниями. (Ср-Ст)
Мусерович М. "Целестина, или Шестое чувство" - 1975г. Ироническая повесть о жизни и злоключениях застенчивой старшеклассницы из Познани и о ее исключительно предприимчивом и пытливом младшем брате. "Цесю постепенно одолевала суперхандра, горестное сознание своей обреченности и бессмысленности всего происходящего. Ведь если подумать - что ее ждет в жизни? Как можно надеяться упорядочить мир своих чувств, если за три месяца занятий в новой школе она не смогла найти себе подругу, не говоря уж о каком-нибудь мальчике..." (Ср-Ст
Сынтимбряну М. "Большие каникулы", "Мои друзья", "Шутки в сторону" - середина XXв. Веселые рассказы о жизни румынских школьников, написанные бывшим учителем. (Мл)
Рациу Ю. "Класс, в котором ничего не бывает" - вторая половина XXв. Скучающего всезнайку Андрея Санду ничем не удивишь, к тому же он считает, что в его классе никогда "ничего не бывает". (Мл)
США
Олдрич Т.Б. "Воспоминания американского школьника" - вторая половина XIXв. Живой и насмешливый рассказ о школе с гордым названием "Храм грамматики" в американском городке. Рецензия Библиогида. (Мл-Ср)
Брет Гарт Ф. "Млисс", "Новый помощник учителя в Пайн-Клиринге" - середина XIXв. Рассказы. О простодушных и грубоватых обитателях маленьких поселков американского Запада, где в одном классе учатся малыши и великовозрастные недоросли, Френсис Брет Гарт повествует спокойно, с сочувствием и чуть насмешливо. (Ср-Ст)

Клири Б. "Рамона хулиганка" - 70-е гг. XXв. Забавная повесть о девочке, которая все делала не так, хотя очень хотела учиться. Подготовительный класс, первая учительница и целое море впечатлений."- Я не веду себя как хулиганка. Я просто пою и прыгаю, - возразила Рамона." (Д-Мл)

Патерсон К. "Мост в Теравифию" - 90-е гг. XXв. О дружбе десятилетнего Джесса, фермерского мальчика, и Лесли, дочери столичных интеллектуалов, перебравшихся в деревню. Джесс и Лесли сочиняют свой собственный мир, королевство Терабитию, противостоящее холодному отчуждению, царящему в школе, и унылой обыденности реальной жизни. Книга получила несколько престижных литературных наград. О книгах К.Патерсон на Библиогиде . (Ср)
Курвинен Й. "Овчарка Рой и девятый "В"" - последняя четверть XXв. О финских школьниках из небольшого городка. (Ср)
Парвела Т. "Элла в первом классе" - веселые истории о современных финских первоклашках. Обзор. (Д-Мл)
Франция


Гавальда А. "35 кило надежды" - наши дни. "Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней…
Она испортила мне всю жизнь." Рецензия. (Ср)
Чехословакия
Крижанова-Бриндзова Г. "Душан" - 70-е гг. XXв. Незатейливые, но милые рассказы о маленьком мальчике Душане из Братиславы: о его детсадовской жизни и первых днях в школе. (Д-Мл)
Рыска Я. "Анечка из первого "А" - последняя четверть XXв. Веселая и добрая повесть про "первый раз в первый класс". (Д-Мл)
Стеклач В. "Алеш и его друзья" - последняя четверть XXв. Веселая повесть о пражских шестиклассниках. "Мы родом из Голешовице. В Голешовицах стоят наши дома и живут наши семьи. В этом районе находится и школа, про которую мы в сочинениях пишем, что, не будь ее, у нас не было б счастливой жизни. Но Ченде, Миреку, Алешу и особенно мне известно, что, не будь школы, не было бы и неприятностей, в которых мы, может, иной раз и виноваты, но ведь не мы же их создаем. Другое дело, когда будем взрослыми, а до той поры нам не остается ничего иного, как страдать, сплошь да рядом несправедливо." (Ср)
Швеция
Еще одна повесть Линдгрен, основанная на воспоминаниях детских лет, "Мы все из Бюллербю", рассказывает о детях с маленького хутора. Вшестером они ходят в школу за несколько километров, в Большую деревню. От лица семилетней Лизи, с обычным для Линдгрен блеском и юмором, описаны детские забавы, семейные праздники, школьные радости и мимолетные огорчения. (Мл)


Линдгрен А. "Расмус, Понтус и Глупыш" - вторая половина XXв. Веселая повесть о приключениях 11-летнего школьника Расмуса Персона, ученика муниципальной школы в небольшом шведском городке. "Как разнообразна жизнь, когда тебе одиннадцать лет. Один день ты представляешь Объединенное акционерное общество "Металлолом", другой - "Спасательный Корпус Жертв Любви"". (Мл-Ср)

Ульссон С., Якобссон А. "Сага о Сюне" - веселая и добрая повесть о современном шведском первокласснике. Сюне - это семилетний мальчик, он ходит в школу, у него есть папа, мама, младший брат, старшая сестра и черный кот, он любит играть с девочкой Софи, любит учительницу и боится ученика третьего класса, которого зовут Бенгт. А однажды он заболел болезнью "Добрый день - добрый день" - это когда человек не может говорить ничего, кроме этих слов, - но был вылечен учительницей. А еще он чуть не утонул, соврав, что умеет плавать, разбил мячом окно во дворе - в общем, вполне обыкновенная жизнь. (Д-Мл)
Югославия

"Скоро начнутся занятия в школе, а мы с моим дядькой Ильей покоя себе не находим. Да и какой тут, скажите на милость, может быть покой! Мы оба записаны в первый класс. А чем все это обернется, когда всех нас скопом загонят в школу, запрут двери и перед нами предстанет госпожа учительница с указкой в руках, - одному черту известно.
- Пропадут наши бедовые головушки! - зловеще пророчествует дядька Илья, выкатывая на меня глазищи, точно зажаренный баран. - Нет нам спасения."(Мл-Ср)
Подгорец В. "Первое письмо" - конец 40-х XX в. Мальчик из отдаленного села приезжает на учебу в городскую школу-интернат. (Ср)

Ван де Рюит Д. "Малек" - 13 летний Джон Мильтон (он же "Малышка Милли", он же "Малек") рассказывает о своей жизни и приключениях в престижной частной школе для мальчиков. (Ст)
Куроянаги Т. "Тотто Тян, маленькая девочка у окна" - 30-40гг XX в. Тэцуко Куроянаги рассказывает об очень необычной школе "Томоэ", в которой ей довелось учиться несколько лет, и прекрасном человеке и педагоге, директоре школы Сосаку Кобаяси. Обзор Рецензия Библиогида. (Мл)

Инуи Т. "Песнь о чайках" - 60-е гг. XXв. О работе кружка гравюры в одной из японских школ, где под руководством своего учителя школьники создают настоящие произведения искусства. Повесть основана на реальной истории и проиллюстрирована работами ребят. (Ср)
Хайтани К. "Взгляд кролика" - 70-е гг. XXв. История о первокласснике Тэцудзо, молчаливом и недружелюбном мальчике, который дружил с мухами, и молодой учительнице, пытающейся найти к нему подход. (Ст)